г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Таганский, пер. Лавров, д.6, строение 2, помещение 4Н

Режим работы: с 08:00 до 22:00

logo
logo
Щебень для грунтовых и временных дорог: что нужно знать

Щебень для грунтовых и временных дорог: что нужно знать

Щебень для грунтовых и временных дорог: что нужно знать

Зачем нужен щебень на проезде

Щебень — ключевой элемент дорожного покрытия, который обеспечивает надежность и долговечность проезда по грунтовым территориям. Грунтовые или временные дороги часто сталкиваются с быстрым разрушением поверхности из-за сезонных перепадов температуры, высокого уровня грунтовых вод, постоянного механического воздействия транспорта, поэтому без укрепляющего слоя сложно добиться ровного стабильного проезда. Использование щебня снижает деформации грунта, препятствует образованию колейности и размывов, сохраняет форму и равномерность дороги. 

Отсыпка временной дороги щебнем

Отсыпка дороги щебнем

В составе многослойного дорожного покрытия щебень выступает фильтрующим, выравнивающим и несущим материалом, что особенно важно для строительства подъездных, полевых или временных проездов. Прочность и устойчивость покрытия напрямую зависят от качества используемого материала — правильный выбор фракции позволяет избежать наиболее частых проблем: просадки, вымывания дождями, быстрого образования ям. Отсыпка дорог щебнем способствует более равномерному распределению нагрузки от транспорта, уменьшает вероятность разрушения основания, даже под тяжелыми грузами. Используется этот материал для последующего укрепления грунтового покрытия, а также в качестве временного решения в период строительных или ремонтных работ, как на крупных строительных объектах, так и на частных территориях.

Какой щебень подходит для грунтовых дорог?

Правильный подбор материала для строительства дорожного покрытия на грунтовой основе критически важен для срока службы дороги и удобства её эксплуатации. Ключевое значение имеют фракция, прочность и морозостойкость щебня, а также его происхождение — гранитный и известняковый щебень обладают разными характеристиками.

  • Гранитный щебень (фракция 20–40 мм). Считается оптимальным для грунтовых или временных дорог благодаря высокой прочности, устойчивости к износу и длительному сроку эксплуатации. Гранитная порода устойчива к морозам, не подвержена разрушению при сильных нагрузках, хорошо дренирует воду, исключая заболачивание слоя. Часто используется для строительства дорог с интенсивным движением на загородных трассах, строительных или производственных площадках.

  • Известняковый щебень (фракция 20–40 мм или 40–70 мм). Часто служит более бюджетной альтернативой гранитному материалу. Используется для отсыпки подъездных путей к дачным или загородным участкам, временных строительных дорог. Имеет меньшую прочность, чем гранитный камень, однако его применение оправдано при умеренных нагрузках, где важна экономия бюджета.

  • Щебень вторичный (фракция 20–40 мм, 40–70 мм). Материал получают путем переработки строительных отходов — бетон, кирпич, асфальт. Такая фракция для дорожного покрытия применяется для устройства технических подъездных или временных дорог, создания подушки перед укладкой верхнего слоя. Главное преимущество — доступность, что позволяет использовать его для отсыпки временных подъездных путей на строительных объектах.

  • Щебень мелкой фракции (5–20 мм). Применяется как верхний уплотняющий слой, когда основной слой уже сформирован крупным щебнем. Мелкая фракция завершает создание ровного, плотного покрытия, устраняет пустоты и служит надежной основой для последующего покрытия или даже для грунтовой эксплуатации, при небольшой интенсивности движения.

  • Щебёночно-песчаная смесь. Отлично подходит для укрепления подъездных путей, поскольку сочетает преимущества дренирующих и уплотняющих материалов. Используется при необходимости повысить водоотводящие свойства и снизить подвижность основания. Применяется для создания верхнего слоя или как подложка при строительстве дорожного полотна.

Выбор фракций щебня всегда должен основываться на прогнозируемой нагрузке, типе подстилающего грунта и особенностях климата региона, чтобы готовая дорога сохраняла форму при любой погоде и нагрузке.

Особенности временных дорог

Временные дороги проектируются и устраиваются с расчетом на короткий срок эксплуатации. Такие покрытия необходимы для обеспечения передвижения техники на стройплощадках, подъезда к строительным объектам, либо во время проведения сезонных работ, связанных с аграрным или лесозаготовительным бизнесом. Форма, прочность и отсыпка временных дорог часто не соответствуют строгим нормативам, а щебень применяется для предотвращения размывания, образования глубоких ям или колей. Используется преимущественно вторичный или крупнофракционный камень, снижающий стоимость всего мероприятия. 

Верхний слой покрывают мелким щебнем, а иногда — песчано-щебёночной смесью для выравнивания и увеличения прочности покрытия. Иногда для экономии или ускорения монтажа допускается простой метод отсыпки слоем, без тщательно выполненного уплотнения, но при длительной эксплуатации лучше избегать подобных упрощений. Грамотно уложенный слой щебня на временной трассе предотвращает застой воды, а также обеспечивает приемлемое сцепление колес с поверхностью даже в непогоду. После завершения строительных или сезонных работ временная дорога легко демонтируется, либо повторно используется для других нужд.

Щебень для подсыпки дороги

Щебень для подсыпки дороги

Ошибки при укладке щебёночных дорог

Самой распространённой ошибкой при строительстве грунтовых или временных дорог становится игнорирование тщательной подготовки основания, неправильный расчёт толщины слоя и несоответствующая фракция. Очень часто материал для дорожного полотна отсыпается прямо на неуплотненный, увлажненный грунт без необходимых дренажных и выравнивающих работ, что приводит к появлению луж, промоин и просадки щебня, уже в первые месяцы использования дороги. Несоблюдение технологии укладки дорожного покрытия, неконтролируемое смешивание разных фракций, недостаточное уплотнение слоя — причины быстрого выхода из строя даже самого прочного материала. 

Не стоит пренебрегать водоотводными канавами по краю дорожного полотна: из-за скопления влаги даже правильно уложенный слой быстро теряет несущую способность. Ещё одним частым нарушением является использование слишком мелкой или, наоборот, слишком крупной фракции для всей толщины покрытия, что существенно уменьшает сцепление между отдельными фрагментами, а также снижает устойчивость слоя при эксплуатации. Следует помнить, что от качества начальной подготовки и фракций зависит итоговый срок службы дороги — вне зависимости, грунтовая она будет или временная, подъездная либо технологическая.

Щебень — незаменимый материал для формирования надежного дорожного покрытия, практически на любых грунтовых проездах или временных трассах. Выбор вида и фракции щебня зависит от планируемой нагрузки, особенностей эксплуатации и сроков использования. Грамотное сочетание фракций, тщательная укладка, а также регулярное обслуживание позволяют сохранить свойства дорожного покрытия при минимальных затратах, обеспечив долгую эксплуатацию, даже при интенсивном транспортном потоке. Используйте только проверенный и рекомендованный материал для дорожного строительства — в этом случае грунтовая дорога или временный проезд оправдают вложения, а также обеспечат безопасность, удобство и надежность передвижения на многие годы.


Другие статьи

Чем отличается гравийный щебень от гравия?

Чем отличается гравийный щебень от гравия?

Гравий и гравийный щебень — это два широко используемых строительных материала, которые, несмотря на схожесть в названии и внешнем виде, имеют ряд отличий.

Щебень для дорожек на даче: как выбрать, особенности, виды, фракции

Щебень для дорожек на даче: как выбрать, особенности, виды, фракции

Для обеспечения максимального комфорта на даче, в загородном доме владельцы обустраивают надежные дорожки для перемещения по участку.


Как обманывают при доставке грунта

Как обманывают при доставке грунта

Способы обмана при доставке обмана. Как не попасться на уловки мошенников. Ответы в статье.

Как отличить качественный грунт от обычной земли

Как отличить качественный грунт от обычной земли

Как проверить грунт на подделку? Как не перепутать грунт с строительной землей? Отвечаем в статье.

Как отличить верховой торф от низинного

Как отличить верховой торф от низинного

Отличия верхового торфа от низинного. Характеристики и области применения разных торфяников.

Состав и технология производства асфальтобетонных смесей

Состав и технология производства асфальтобетонных смесей

Асфальтобетон – это широко используемый в современном дорожном строительстве материал.

Возврат к списку